Нa минувшeй нeдeлe укрaинскoe oбщeствo, кaк ни стрaннo, бoльшe всeгo oбсуждaлo нe успexи «пoлзучeгo нaступлeния» сил AТO на Донбассе и не проблемы борьбы с коррупцией, а языковые законопроекты, которые должны поднять статус украинского языка.
Как всегда, когда в Украине общество затрагивает деликатную тему языка — оно резко делится на «за» и «против». Попробуем проанализировать, кому и зачем выгодно сегодня обострение языкового вопроса.
Бумеранг языкового вопроса, или Как все начиналось в Донбассе и Крыму
Традиционно тему статуса украинского и русского языка любили в Украине педалировать регионалы и коммунисты. Учитывая, что, по данным социологии, в середине нулевых украинское общество делилось приблизительно поровну на украиноязычных и русскоязычных — языковая тема позволяла без особых усилий мобилизовать регионалам перед выборами свой традиционный электорат Юго-Восточной Украины и Крыма. Однако даже Янукович понимал, что два государственных языка для Украины — это слишком. Поэтому и возник закон Колесниченко-Кивалова, который при яром противодействием партий украинского патриотического спектра все же был принят Верховной Радой в июле 2012 года.
Напомним, что закон Колесниченко-Кивалова позволил придать в первую очередь русскому языку статус регионального там, где его считали родным более 10% населения. В ходе реализации закона в Севастополе и еще в 8 областях Украины русский язык местные облсоветы признали региональным. В Черновицкой области статус регионального получил румынский язык, а в Закарпатской на части территории области — венгерский, румынский и русинский.
Козырная карта языковой проблемы, как это всегда бывает в Украине, в очередной раз была разыграна в самый «подходящий» момент — в первые дни после победы Евромайдана, когда уже полным ходом шла гибридная аннексия Крыма.
23 февраля 2014 года на экстренном заседании Верховной рады Украины депутат «Батькивщины» Вячеслав Кириленко внёс в повестку дня заседания Верховной Рады вопрос об отмене закона Колесниченко-Кивалова и его поддержали депутаты. Лучшего подарка Москве трудно было бы представить. Господствующие в Крыму и Донбассе российские СМИ правильно все подали — и отмена закона в данном случае успешно отработала, не хуже «распятого» чуть позже Первым каналом «мальчика» в Славянске. Хоть исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов и поступил, как подобает государственному деятелю, и наложил вето на закон — поезд уже ушел. Украина руками своих нардепов подлила керосина в уже вспыхнувший огонь сепаратизма.
Большая часть населения аннексированного Крыма и оккупированных районов Донбасса до сих пор думает, что закон Колесниченко-Кивалова был отменен еще в 2014-м, хоть он и продолжает действовать в Украине и по сей день.
Вновь «подходящей» момент, или Операция «украинизация»
Сегодня Украина третий год ведет войну не на жизнь, а на смерть с Россией за само право своего существования, как независимого государства. Победа Дональда Трампа на выборах в США, возможная победа пророссийского кандидата на выборах во Франции резко усложняет внешнеполитическую ситуацию для Украины. В это время любые действия, направленные на разрушение консолидации украинского общества, выглядят, по меньшей мере, странными. Однако ряд депутатов в Верховной Раде почему-то считают, что вновь наступил «подходящий» момент для окончательного решения языкового вопроса.
На сегодня в Верховной Раде зарегистрированы три законопроекта о государственном языке. Оно, конечно, далеко «не каждая птица долетит до середины Днепра» и не каждый законопроект сможет стать законом — некоторые «умирают» еще на этапе рассмотрения в комитетах и даже не попадают в зал для голосования.
Однако под наиболее раскрученным из трех — №5670 уже стоят подписи 33 нардепов. Среди его авторов такие известные, как Анна Гопко, Оксана Сыроид, Семён Семенченко, Андрей Тетерук, Александр Бригинец, Игорь Луценко и другие. Учитывая все это, его шансы быть внесенным на рассмотрение велики, как никогда.
Итак, согласно данному законопроекту, языком всей документации всех органов власти, от местных до центральных, является украинский. Только на государственном языке составляются обращения граждан и организаций в органы власти.
Для проверки уровня владения украинским языком будет введён специальный экзамен для граждан, который в первый раз будет бесплатным, а в последующие — на коммерческой основе.
Только сдавший экзамен и получивший соответствующий сертификат гражданин Украины может стать госслужащим, президентом, народным депутатом или занимать другие выборные должности.
Согласно законопроекту, также вводится Национальная комиссия по стандартам государственного языка, которая будет состоять из 9 членов, которые будут назначаться по квотному принципу от разных связанных с языковым вопросом органов власти. Вводится должность уполномоченного по защите украинского языка, который будет следить за соблюдением закона «О государственном языке». В помощь ему будут приданы 27 языковых инспекторов.
Невыполнение требований языковых инспекторов будет наказываться штрафом в размере от 100 до 200 необлагаемых налогом минимумов (1700-3400 грн). Законопроект предполагает административную ответственность для чиновников, которые не используют украинский язык, — штраф от 200 до 400 необлагаемых налогом минимумов (3400-6800 грн). В гуманитарной сфере (образование, наука, культура, спорт и тд) — нарушение языковой политики может обернуться штрафом от 200 до 300 необлагаемых налогом минимумов (3400-5100 грн).
Любая техническая и проектная документация должна быть выполнена только на украинском языке.
Все образовательные учреждения, от детсадов до вузов, должны использовать украинский язык. При этом школы, которые ведут обучение на языке нацменьшинств, должны использовать его наряду с государственным. В вузах предполагается использование только украинского языка.
Все культурно-массовые мероприятия также хотят обязать проводить исключительно на государственном языке.
Фильмы, снятые в Украине, должны быть озвучены на украинском языке, а реплик на других языках должно быть не более 15% и они должны обязательно сопровождаться украинскими субтитрами.
Электронные СМИ хотят обязать иметь страничку на украинском языке, которая должна загружаться пользователю по умолчанию.
Украинский язык также позиционируется, как главный язык книгопечатания и издательской деятельности. Тиражи на других языках не могут быть больше тиража на украинском языке.
Все программные продукты, продающиеся в Украине, должны иметь пользовательский интерфейс на украинском языке, вся маркировка товаров также должна быть на украинском языке, информация для всеобщего пользования (вывески, объявления, указатели и т.д.) также на украинском, но может дублироваться на других языках. Работники сферы услуг обязаны обслуживать клиентов по-украински, если сам клиент не попросит обслужить его на каком-нибудь иностранном языке.
Возможные последствия
Как видим, законопроект предлагает весьма радикальную украинизацию практически всех сфер жизни украинского общества.
Никто не спорит, что статус украинского языка, его престиж необходимо всячески поднимать. Только неужели действительно, когда русскоязычные украинцы или этнические русские в подавляющем своем большинстве проявили себя настоящими политическими украинцами, сегодня, в момент далеко незаконченной войны, мы должны принять закон, который однозначно разделит украинское общество и вызовет отторжение части наших сограждан?
Да, многое за 25 лет независимости было в украинском государстве упущено в важном — формировании украинского патриотизма, украинской гражданской идентичности. Но при этом в довоенных Донецке и Луганске с каждым годом, несмотря на противодействие местных чиновников, украинских школ и классов появлялось все больше, потому что они становились все более популярнее и востребованнее. Одно дело, когда украинизация проводится с помощью пряника, а другое — с помощь кнута. Даже красную икру перехочется есть, если от тебя этого будут требовать, угрожая палкой.
Жестокий диктатор Иосиф Сталин, когда речь зашла о существовании государства, проявил себя потрясающим «либералом». Узнав, что немцы на оккупированных территориях возрождают православную службу в закрытых советской властью храмах, он принял единственно правильное решение. За два дня восстановил институт Московской патриархии и постарался объединить верующих вокруг самой безбожной страны мира, и в этом преуспел.
Все, что во время войны разъединяет народ, общество, государство — идет на благо врагу. Так зачем же собственными руками дарить ему уже не фейковый, а самый настоящий повод для контрпропаганды? Неужели все остальные проблемы в Украине по подъему экономики, борьбе с коррупцией, бедностью, реформе здравоохранения уже успешно решены?
На прошлой Парламентской ассамблее Совета Европы была одобрена резолюция о парламентских выборах в Украине.
Документ констатирует прогресс Украины в большинстве вопросов.
Вместе с тем, во время рассмотрения резолюции в нее был внесен ряд поправок, в частности, относительно обеспечения прав оппозиции и с оговорками в адрес Украины относительно ущемления прав меньшинств.
Правки относительно языкового вопроса продвигали представители государств-соседей Украины – Венгрии, Румынии и Польши. Их беспокойство уже сейчас вызвал украинский языковой законопроект. Неужели Украине в очередной раз на пустом месте нужно наступить на грабли и подлить огня в тлеющий костер сепаратизма, только теперь не в Крыму и Донбассе — а на Закарпатье и в Буковине.
А украинизация… Один хит «Океана Эльзы» делает для украинизации страны в тысячу раз больше, чем все депутатские законы.
В начале 90-х основатель популярного еженедельника «ПИК» Александр Кривенко описал, как он отоваривался в магазинчике деликатесов в Харькове. Зашел туда по какой-то ерунде, заказал на украинском – ему продали, но при этом продавец что-то сказанула ядовито-антиукраинское.
Тогда Саша продолжил покупки. После того, как заказал баночку икры, продавщица, виновато улыбаясь, перешла на украинский. Откуда-то появился также владелец, который собственноручно заботливо паковал заказанные деликатесы. И когда Саша скупил чуть ли не пол-магазина, хозяева едва в ручку его не целовали; неожиданно быстро усвоив соловьиную мову на ходу.
Когда мы сделаем украинцев богатыми, а страну процветающий и технологически передовой, тогда украинский автоматически перейдет в разряд престижных и популярных языков не только в стране, но и в мире.
А авторам законопроекта я предложил бы съездить на передовую в Донбасс, где украиноязычные воины бок о бок с русскоязычными проливают свою кровь за свободную Украину. Недавно ребята из грузинского легиона провели на Донбассе блестящую операцию, освободив еще один кусочек нашей территории. Они плохо говорят по-украински. Но почему-то кажется, что они сделали для Украина и украинского языка намного больше, чем авторы законопроекта №5670.