Двa сoбытия oкaзaлись в цeнтрe внимaния укрaинцeв нa минувшeй нeдeлe: нeoжидaннo вoзoбнoвившиeся пeрeгoвoры «Нoрмaндскoй четверки» по Донбассу и смерть, а затем пышные похороны террориста Арсения Павлова (Моторолы).
Берлинская вечеря
Интерпретация договоренностей, достигнутых в ходе встречи глав государств «Нормандской четверки» в Берлине, очень сильно отличается. Как в культовом фильме Акиры Куросавы, каждый свидетель вроде бы дает почти правдивый взгляд на события, но истинная картина произошедшего с каждым рассказчиком становится только запутанней.
В среду, 19 октября, на ужин в Берлине по приглашению канцлера Германии Ангелы Меркель собрались президент Украины Петр Порошенко, президент России Владимир Путин и президент Франции Франсуа Олланд.
В течение пяти часов главы государств обсуждали вопросы выполнения Минских соглашений на Донбассе. В итоге вроде бы достигли некоторых важных договоренностей, но поскольку по итогам встречи не было подписано ни единого документа — их трактовка сильно расходится.
Интерес Путина
Для российского президента Владимира Путина само приглашение в Берлин стало своего рода маленькой дипломатической победой. Несмотря на «Боинг», Донбасс и Алеппо, хозяину Кремля было важно доказать, что с ним за одним столом еще готовы сидеть лидеры великих держав и даже пожимать его руку. По-поводу последнего, правда, имеются разные сведения. По одним источникам, рукопожатий между Путиным, Порошенко, Олландом, и Меркель вообще не было, тем более что ВВП по своей привычке на 40 минут опоздал на встречу.
Это вкупе с привезенным на встречу находящегося в санкционным списке Сурковым, кстати, изрядно разозлило Меркель.
Отметим, что по данным главреда издания ЛІГА.net Петра Шуклинова, переговоры проходили на повышенных эмоциях.
«Во время одной из таких дискуссий, когда слово взял президент Порошенко, он, обращаясь непосредственно к Путину, сказал: «Знаете, ни для кого не секрет, сколько вашего оружия и войск на оккупированных территориях Донбасса. Для чего мы здесь? Чтобы вы перестали стрелять…»
В этот момент Путин попытался перебить Порошенко репликой о необходимости выполнения политической части Минска.
Порошенко повысил голос: «Нет, ты просто перестань стрелять!»
Однако Путин не мог допустить, чтобы именно его обвинили в том, что встреча сорвалась. Поэтому российский президент все-таки пошел на важную уступку — согласился на прибытие на Донбасс вооруженной миссии ОБСЕ и передачи ей под контроль границы.
Особенности миссии ОБСЕ
Сенсационное согласие Путина на передачу границы под контроль вооруженной миссии ОБСЕ все же не стоит воспринимать, как однозначную победу украинской дипломатии.
Во-первых, как известно, Владимир Путин настоящий «хозяин» своего слова, захотел дал его — захотел взял обратно.
Во-вторых, дьявол, как обычно, кроется в деталях.
По версии украинской стороны, переговорщики договорились о том, что миссия ОБСЕ начнет работать без дополнительных условий.
«Для обеспечения подготовки к будущим местным выборам, когда условия безопасности дадут нам возможность проводить эти выборы. Мы сейчас сделаем попытку для того, чтобы ввести вооруженную, мы ее называем полицейской, миссию ОБСЕ, которая будет обеспечивать безопасность как во время избирательного процесса, так и на переходный период», — заявил Петр Порошенко.
А вот канцлер Германии Ангела Меркель считает, что говорить о полицейской миссии ОБСЕ в Донбассе можно будет после того, как будет принят закон о выборах.
«Пока нет закона — необходимость такой миссии не очевидна», — отметила канцлер.
По мнению российского политолога Анатолия Несмияна (Эль-Мюрид), согласие Путина на переход границы под контроль ОБСЕ означает мягкую капитуляцию, позволяющую Москве сохранить лицо.
«Задача Кремля — как сдать российско-украинскую границу, но так, чтобы внешне это не выглядело сдачей. Миссия ОБСЕ — как раз выход из щекотливого положения. Формально это не украинские пограничники, но по факту состав миссии будет утверждаться в рабочем порядке, да и ее функции должны мало чем отличаться от погранконтроля.
Игра Порошенко
В отличие от Меркель, Олланда и Путина, для Петра Порошенко вопрос о том, на каких условиях вернется в Украину оккупированная часть Донбасса — это будет важный итог его правления, а возможно, и главное условие его победы или поражения на следующих выборах.
И здесь Петр Порошенко достиг важных тактических побед. Ранее принятая резолюция ПАСЕ выбила у европейских лидеров в качестве инструмента давления на Украину требования о проведении немедленных выборов на Донбассе.
Даже Олланд и Меркель осознали, что вопрос о выборах на Донбассе уже передвинулся, как минимум, на 2017 год.
Кроме того, на переговорах в Берлине Порошенко выдвинул требование о выводе российско-террористических войск из Дебальцево, которое, как известно, на всех минских картах должно однозначно находиться под контролем Украины.
Если «ДНР» на это пойдет и над Дебальцево поднимут украинский флаг — это будет означать, что самое кровопролитное сражение боевиков не имело никакого смысла. Это станет очередным подтверждением, что «республикам» до их логического конца осталось совсем немного. В Москве это тоже прекрасно понимают, поэтому пойти на такой шаг сейчас не смогут.
А это означает, что украинская дипломатия будет иметь очередной повод говорить о том, что Россия саботирует Минск, а санкции необходимо продолжать и усиливать.
По мнению Виталия Портникова, «с Западом Путин в ближайшее время не договорится — потому что между ним и этими договоренностями лежит теперь не только и не столько Донбасс, сколько Сирия. Не случайно после встречи в Берлине и Олланд, и Меркель говорили о возможности рассмотрения новых санкций против России на саммите Евросоюза».
Мы выигрываем драгоценное время, которое работает на Украину, а после проведения президентских выборов 8 ноября в США, есть все основания предпологать, что Россия будет вынуждена убираться из Донбасса не на своих, а уже на украинских условиях, под угрозой новых санкций администрации Хиллари Клинтон.
Похороны Моторолы
Бурю негодования у части украинского интернет-сообщества вызвали помпезные похороны в Донецке главаря боевиков Арсения Павлова, больше известного по прозвищу «Моторола».
Особое возмущение вызвало количество людей, которые пришли прощаться с Моторолой — боевиком, который лично признался в убийстве 15 украинских военнопленных. Позор для воина во все века во всех армиях мира.
Украинские блогеры, которых принято называть «вышиватниками» обильно постили многочисленные фото с похорон и повторяли вранье российских СМИ, которые писали о 50 тысяч собравшихся. Обычно такие фото сопровождались подписями в духе «И как с ними потом в одной стране жить».
Нельзя сказать, что эта грубая попытка в очередной раз обвинить жителей оккупированных территорий Донбасса в том, что они сами достойны такой судьбы нашла широкую поддрежку, но, как водится, осадок у части соотечественников остался. Попробуем поставить все точки над i в этом вопросе.
Во-первых, ни на одной донецкой площади физически невозможно собрать 50 тысяч — максимум, площадь Ленина вмещает вместе с всеми окрестностями перед драмтеатром около десяти тысяч человек.
По оценкам экспертов, на похороны Моторолы в некогда миллионном Донецке пришли пять тысяч человек.
Безусловно, что часть из них действительно была преисполнена скорби к бывшему автомойщику, который приехал на Донбасс, бросив первую жену, убивать за «русский мир».
Но большинство были согнанные по разверстке бюджетники, чему большое количество свидетельств (анонимных), понятно, по какой причине.
Те представители диванной сотни, которые уверяют, что всегда есть повод отказаться и не прийти — просто не понимают, что в сегодняшнем Донецке отказ прийти на похороны Моторолы означает не только потерю работы. Это практически стопроцентный приговор «на подвал», после которого люди возвращаются через месяцы с переломанными ребрами и выбитыми зубами, а некоторые не возвращается вовсе.
Вот фото с места прощания в Праге с телом обергруппенфюрера СС, протектора Богемии и Моравии Рейнхарда Гейдриха, убитого в июне 1942 года членами чешского «Сопротивления».
«Почтить память» палача чешского народа фашисты согнали 200 тысяч жителей Праги. Однако почему-то чешские патриоты не усомнились после этого в том, что жители Праги достойны освобождения.
Рано или поздно, возможно, что уж после похорон Захарченко, Плотницкого и Гиви, встречать украинские танки на улицы Донецка и Луганска выйдут десятки тысяч людей с сине-желтыми флагами. И Киев, Львов, Одесса и Харьков будут тоже гордиться этими людьми, а кому-то, хочется надеяться, наконец-то станет стыдно за всуе написанную ложь.
Лазоренко Роман