Паралимпиец из Донецка: Я хочу вернуться домой (ФОТО)

Aлeксeй Xaрлaмoв, кoрeннoй дoнчaнин в чeтвeртoм пoкoлeнии, кoтoрый сeгoдня вынуждeн жить вдaли oт любимoгo гoрoдa, в этом году представлял Украину на Паралимпийских играх в Бразилии.

Команда мужской Национальной сборной Украины по волейболу сидя, в которой он играет, заняла пятое место, что принесло очки в общую копилку сборной. Как даются спортивные достижения в условиях жизни переселенца и о чем мечтает, дончанин рассказал 62.ua.

- Я коренной дончанин, моя прабабушка родилась в Юзовке. Со спортом, по сути, была связана вся моя жизнь. С детства занимался футболом. Но случилось так, что в 1999 году получил травму, попав под поезд после игры команды на выезде в Харькове.

Уже находясь в больнице, думал о том, что надо продолжать заниматься спортом. В тот период это было непросто: я звонил в различные инстанции, но никак не мог найти нужные в моем случае координаты. И все же мне повезло, примерно через полгода мне позвонил тренер по волейболу сидя и предложил начать заниматься этим видом спорта. В Донецке начали набирать команду для игры на высоком профессиональном уровне. Я раньше, кстати, никогда не занимался волейболом, больше играл в футбол, баскетбол. Но пришел, попробовал и мне понравилось.

(Донецкая команда на международных соревнованиях в Германии. 2-е место)

— А как Вы попали в сборную Украины?

- До того как я попал в сборную, прошло полтора года. У нас в Донецке была аренда зала для занятий. Было время, когда я один ходил на тренировки. Я рад, что попал в состав сборной, в которой уже тогда был очевиден высокий уровень, и в 2003-м стал играть в ее составе.

Конечно, мы звезд с неба не хватали, на Чемпионатах Европы занимали 10-11 место, но ставили цель попасть в пятерку, чего и добились в 2005 году. После этого было еще много различных соревнований.

-   Расскажите что-либо самое запомнившееся?

- Знаете, мы всегда ездили на игры в Европу на своих машинах. И все смотрели на нас с огромным удивлением, ведь спортсмены-европейцы даже в пределах своей страны обычно пользуются авиаперелетами. А мы едем на своих «четверках». Помню, как приехали на соревнования в Финляндию, 2,5 тысячи километров проехали на «Жигулях». Увидев нас, коллеги из прибалтийских стран просили пофотографироваться возле наших стареньких авто. Большинство из них думали, что приехали какие-то старички, которых легко будет переиграть. Но не тут-то было. Да, мы выглядели непрезентабельно, но ехали с волей к победе и, несмотря ни на какие сложности, выигрывали.

(Игра Украина — Иран)

- Как повлияли события, которые начались в 2014 году в Донецке, непосредственно на Вас, Ваши занятия?

- С 2008 года я был тренером, играющим тренером. Набрал две команды, устраивали соревнования и в Донецке, и на выезде, регулярно тренировались. В 2014-м все наработки, труды пришлось оставить, все, что мы создавали, вся эта работа пошла насмарку. Практически все игроки разъехались.

Пришлось уезжать и мне, ведь у нас маленький ребенок, на тот момент еще не было и года. Собрали чемодан с летними вещами, думали, что скоро сможем вернуться…

(Поездка в тренировочный зал)

Все это время живем в Днепропетровской области, в Каменском (бывший Днепродзержинск), где есть возможность регулярно тренироваться.

(Поединок со сборной Китая на Паралимпиаде-2016, счет 3:2)

- Коснулись ли Вас традиционные для многих переселенцев сложности — оформление социальной помощи, непонимание окружающих?

- В принципе, серьезных проблем не было. Но вначале, кстати, пока был на сборах и боролся за лицензию на Паралимпиаду, мне почему-то перестали выплачивать пособия. Думаю, это человеческий фактор, и когда вернулся, то переоформил все в Ощадбанке, сразу все выплаты восстановили.

(Украина — Германия (3:1) начало игры)

(Игра Украина   — Германия за 5-е место. (3:1)

В отношении местных людей, все складывается нормально, ребенок пошел в детский садик без проблем, организовано бесплатное питание, в больницах также все относятся с пониманием.

Но разговоров, почему выехали, мы стараемся избегать, потому что видим, что людям это неинтересно, их больше волнуют проблемы насущные, все, что их непосредственно окружает, а не происходит где-то вдалеке.

Моя жена работает в благотворительном фонде, где консультирует по многим проблемным вопросам переселенцев.

(Игра Украина — Германия 3:1)

- А в сборной как относятся?

- Все поддерживают, они благодарны мне за то, что приехал. У нас ведь каждый человек на счету. Кстати, один наш товарищ был в санатории Куяльника в Одессе среди тех переселенцев, которых выселили в сентябре. Думаю, он мог и в Донецк вернуться, ведь больше попросту некуда.

- Расскажите о Бразилии. В этих сложных условиях Вам впервые удалось попасть на Паралимпиаду?

- Да, до этого года мы ни разу не достигали такого результата. Сначала, с Чемпионата Европы мы не прошли. На Чемпионате мира играли за последнюю лицензию и проиграли сборной России. После этого играли еще месяц, и, как известно, из-за дисквалификации россиян, появилась лицензия для 18 человек, в их число вошла и наша команда.

Сама Паралимпиада — это было восхитительно, я имею ввиду организацию, инфраструктуру, поддержку трибун, все было на очень высоком уровне.

Мы попали в группу с обладателями золотых и серебряных медалей, а это финалисты и участники предыдущих паралимпиад. В нашей группе было четыре команды: Босния и Герцеговина, Иран, Украина, Китай — уровень очень высокий.

В начале играли с командой Боснии и Герцеговины, занявшей на ПИ в Лондоне первое место. Кстати, и в этот раз сборные этой страны и Ирана стали финалистами.

Мы отдавали отчет в своих силах, проиграли, но нашей задачей было дать бой этим командам, и мы его дали. Следующей задачей было обыграть Китай, и мы это сделали. Сражались за 5 место со сборной Германии, — победили. На сегодня это лучшее достижении в истории Украины в мужском волейболе сидя.

- Вознаграждение за 5 место полагается?

- Да, это место очень ценится на уровне Международного Паралимпийского комитета, мы как команда внесли свои очки в копилку сборной. Если говорить о денежном вознаграждении, то на уровне Кабмина подписаны документы, и мне в Днепропетровской области выдали сертификаты, которые пока еще не были подкреплены финансовым выражением.

- Каким Вы видите свое спортивное будущее?

- Планирую участвовать в следующей Паралимпиаде. В будущем году состоится Чемпионат Европы, затем через два года будем играть за лицензию на ЧМ, а в 2020 — Паралимпиада в Токио.

По возрасту у нас нет ограничений, до 50 лет вполне можно участвовать всем, кто поддерживает здоровый образ жизни. У нас в команде есть игрок, которому как раз при вылете в Рио исполнилось 60 лет.

Знаете, вот сейчас после летней Паралимпиады, был всплеск интереса к нам, а в перерывах все сходит на нет.

(Возле статуи Иисуса Христа. Такая погода в Рио бывает раз в три года. «Я молился о мире в нашей стране и родном городе», — прокомментировал фото Алексей)

Мне как спортсмену, как тренеру хочется создавать в спорте для людей с ограниченными возможностями свою культуру. Ведь многие люди замыкаются в себе, сидят в четырех стенах. Надо честно признать, что порой наших спортсменов приходилось вытаскивать из разных сложных обстоятельств, имею в виду и алкоголь, и т.п. Это здорово, что у людей появляются такие возможности, которые дает нам спорт.

(Сразу после выезда из Донецка, июль 2014-го).

- Вы планируете возвращаться в Донецк?

- На самом деле я сильно огорчаюсь, когда читаю мнения дончан о том, что не стоит возвращаться в свой город. Я, например, хочу вернуться домой. Там мои родные. Наш ребенок растет только с папой и мамой, а как же большая семья? Для меня это не просто слова, они наполнены настоящим смыслом. Я хотел бы, чтобы моя дочь росла с бабушками-дедушками, всеми родными, которые живут в Донецке. Я хочу жить в своем родном городе, работать во благо города, посвящать ему свои спортивные достижения.

Мы должны понимать, что без примирения нет будущего.

Лазоренко Лариса