Казус Лещенко, или Украина в ожидании новой украинской элиты

Пoздрaвляю вaс, грaждaнин, сoврaмши!

Миxaил Булгaкoв

Рeдкий случaй в сoврeмeннoй истoрии Укрaины. На минувшей неделе вся просвещенная общественность обсуждала покупку квартиры в центре Киева известным журналистом, народным депутатом Сергеем Лещенко.

Напомним, что объединяющий в своем лице вторую и четвертую власть и претендующий на первую (Лещенко заявил о желании баллотироваться на пост Президента Украины) народный депутат от фракции «Блока Петра Порошенко» Сергей Лещенко приобрел квартиру площадью 192 квадратных метра в новостройке в центре Киева.  

«Друзья, давайте все дружно поздравим Сергея Лещенко с приобретением очередной квартиры за 7,5 миллионов (гривен. — ред.). Надеюсь, что для молодой влюбленной пары хватит почти 200 квадратных метров», — написал в своем Фейсбуке журналист Дзиндзя.

Лещенко факт покупки квартиры признал и объяснил, что недостающие деньги занял у главреда «Украинской правды» Алены Притулы и у своей будущей жены — известного диджея Анастасии Топольской.

Пикантности этой сделке добавили еще два факта. Во-первых, Сергей Лещенко заплатил за квартиру деньгами, снятыми со счета в Сбербанке России, а во-вторых, реальная стоимость квартиры в районе станции метро «Золотые ворота», по мнению специалистов, намного выше официально задекларированной Лещенко.

К тому же, после подсчетов выяснилось, что даже учитывая займы Лещенко у Притулы и своей девушки,   — задекларированного им дохода за последние 20 лет явно не хватает на покупку квартиры.

В защиту Лещенко выступил его друг и коллега Мустафа Найем.

«Вчера после появления новости о квартире я был свидетелем небывалой радости множества коллег-депутатов; уверен, радовались и в правительственных кабинетах, и в администрации президента. Поводом для этого веселья были не очередная победа на войне, не прорыв в экономике и даже не достижение на антикоррупционном фронте.

Поводом был вздох облегчения – «нам будет что ответить на все обвинения». Иными словами, можно продолжать… Продолжать воровать, мародерствовать, делить должности, контролировать финансовые потоки и, используя правоохранительные органы и суды, отжимать акции в телеканалах, банках и торговых сетях», — попытался   защитить Лещенко   Найем.  

Ряд молодых коллег Лещенко по фракции «еврооптимисты» просто намекнули, что украинцы завистливые нищеброды и просто завидуют успешному   политику и журналисту. Но так ли это? И в чем действительная причина поистине общенародного возмущения покупкой Сергея Лещенко?

«Сбитый летчик», или Похищенная надежда

36-летний Сергей Лещенко сделал себе имя как автор многочисленных статей, посвященных борьбе с коррупцией. Однако в последние два года Лешенко ушел в политику, пройдя в парламент по списку БПП вместе с Мустафой Найемом.

Его разоблачительные спитчи на ток-шоу Савика Шустера повергали в трепет даже маститых украинских политиков. Ему удалось создать обстановку нервного стресса даже для таких отъявленных популистов, как Юлия Тимошенко и Олег Ляшко. Хватает людей, ненавидящих Лещенко, и среди известных украинских олигархов, прокуроров и судей.

Но все эти влиятельные люди вряд ли могли при всем желании опорочить репутацию молодого политика, если бы не «квартирный вопрос».

Все дело в том, что Сергей Лещенко пытался, и не без успеха, выдавать себя за новое поколение   украинских политиков, которым власть нужна не для того, чтобы заработать больше денег, а для того, чтобы реально изменить страну.

Купив в воюющей бедной стране шикарную квартиру в элитном районе столицы, Лещенко продемонстрировал, что ментально ничем не отличается от разоблачаемых им олигархов и коррупционеров. И если Лещенко заработает «честно еще больше», то, пожалуй, начнет покупать яхты и самолеты — демонстрируя классическую культуру постсоветской элиты — жадное потребление предметов роскоши, как демонстрации их высокого социального статуса.

Канцлер Германии Ангела Меркель живет вместе с мужем в скромной двухкомнатной квартире, а министр иностранных дел Борис Джонсон ездит на работу на велосипеде — не только для того, чтобы понравиться избирателям. Это их внутренний стиль жизни. Они понимают, что шанс золотыми буквами вписать свое имя в историю страны — это искушение похлеще миллиардов, роскошных замков и дорогих авто.

И именно поэтому украинское общество столь резко отреагировало на поступок Лещенко.

Вот как резко, не стесняясь в выражениях, описал свое отношение к «еврооптимисту» известный художник и блогер Сергей Поярков:

«Не врите, пожалуйста, что есть большие коррупционеры, чем Лещенко…. Вы извините: я не верил Януковичу. Но мы все вместе все-таки надеялись, что Лещенко – не конченая курва. А он предал нашу веру. И поскольку он предатель, то для нас он самый большой коррупционер».

Не менее жестко охарактеризовал свое отношение к Лещенко и известный военный эксперт Алексей Арестович:  

«Даже если эта сделка о приобретении квартиры полностью честная и нет никаких сомнений относительно происхождения капитала, журналист и нардеп должен был просчитать реакцию общества, для которого он (по его словам) работает, на приобретение антикоррупционером жилья стоимостью в 2000 средих зарплат, то есть 167 лет активной работы.

В стране, где треть населения не всегда уверена, чем будет завтра кормить детей. Андропов о таких говорил: «Живут, не чуя под собой страны». То есть, как минимум, мы имеем человека, который профессионально не способен верно оценить личные риски. И этот человек учит вас борьбе с коррупцией», — отмечает Арестович.

Пару лет назад доводилось автору видеть задумчивого Сергея Лещенко в открытом для экскурсий Межигорье. Не знаю, о чем тогда думал молодой политик, но, возможно, Лещенко именно тогда показалось, что если построить свое «Межигорье» на «честные деньги», то   народ, отдающий из своих скудных зарплат последние копейки волонтерам для фронта, — все поймет и простит?

Вместо послесловия

Скандал   Сергея Лещенко ярко продемонстрировал, что одна из главных проблем сегодняшний Украины — огромный разрыв между ожиданиями гражданского общества и качеством нынешней украинской элиты. И ситуацию не спасает приход в политику более молодого поколения, которое, по наивным представлениям украинцев, априори должно быть чище и лучше старой элиты.

Как точно заметил Дмитрий Тымчук: «Ворующие миллиардами чиновники» тоже начинали с мелочей, бодро неся по жизни философию существования нашего больного общества, пока не забирались с нею в самые высокие кресла. И именно из-за этой философии нет смысла во вливании «свежей крови» куда бы то ни было. Вливать надо не свежую кровь, а здоровую».

Пока мы не начнем включать «чип памяти», приходя к избирательным урнам, руководить страной будут   лица, фото которых в приличной стране должны были бы висеть на стене полицейского участка в рубрике «Разыскиваются».

Но не все так плохо. Ведь истинную сущность наших вчерашних кумиров теперь можно разглядеть еще до того, как они попадут на вершину власти. А значит, есть шанс сэкономить время и приблизить приход в политику людей, которые будут жить в скромных квартирах не потому, что они бедные, а потому что им не придет в голову жить в роскоши, пока они не сделают свою страну действительно богатой.