25 лeт нaзaд бoлee 90% житeлeй УССР рeшили oстaвить зa спинoй прeслoвутую сoвeтскую стабильность вместе с тотальным дефицитом, уравниловкой в бедности и подпольными господами Корейко и шагнуть в неизвестность, имя которой – независимость.
Мало кто тогда думал о своих предках, сотни лет боровшихся за право жить в собственном государстве. Людей манила возможность жить в богатой, успешной процветающей стране. «У нас есть полезные ископаемые, металлургия, у нас есть технологии, есть чернозем и море. Не перечисляя деньги в Кремль, мы сможем стать богатой европейской страной», — думали тогда многие, примеряя и на себя лично увеличение благосостояния.
К сожалению, стать богатой страной за эти годы у нас так и не получилось.
Чего же на самом деле мы достигли за 25 лет независимости, что приобрели, а что потеряли?
Мы решили найти несколько маркеров, которые хотя бы отчасти давали ответы на эти вопросы, и приложить их к тем городам, в которых работают сайты CitySites.
Безусловно, эти показатели изменений – очень условные. Тем не менее, они дают представление об общих тенденциях, происходящих в стране.
Рождаемость
Статистика показывает, что, начиная с 1991 года, в Украине число рождающихся мальчиков стабильно превышает число девочек. В народе говорят, что это примета скорой войны.
Может быть, Украина шла к военному противостоянию с Россией все эти 25 лет, потому и такая демография?
К сожалению, это не единственная тревожная тенденция. Общий уровень рождаемости в украинских городах падает от года к году.
Правда, социологи утверждают, что сокращение естественной прибыли населения — это общая особенность развитых стран, а не признак слабой экономики исключительно Украины.
Единственное исключение общих закономерностей – столица Украины. В Киеве рождаемость растет. Ему — медальку за лучшие демографические показатели.
Узы Гименея
А вот количество создаваемых семей напрямую связано как с экономической, так и с политической ситуацией в стране. В Украине число желающих создавать семьи с каждым годом все меньше, а число тех, кто разрывает брак, — растет.
Негативными лидерами в этом направлении стали Харьков и Мариуполь. А вот в чемпионах – снова украинская столица, Киев, и культурная столица, Львов. Они демонстрируют рост количества заключенных браков, по сравнению с 1991 годом, на фоне сокращения количества разводов.
Продолжительность жизни
За последние три года продолжительность жизни в Украине показала стремительный скачок. Еще несколько лет назад Украина была на 122 месте в мире по этому показателю, уступая всем странам Европы, большинству стран Америки и многим странам Востока. Сегодня с показателем 71,3 года Украина поднялась на 104 место.
Правда, согласно обнародованным в 2015 году данным Госстата, достигнут этот результат не за счет более развитого уровня медицины (как это принят в развитых странах), а за счет сокращения количества употребления алкоголя и табака.
Смертность от злоупотреблений алкоголем сократилась за 5 лет более чем в два раза — с 27088 человек в 2008 году до 12497 — в 2011-м. А благодарить за это мы должны растущую дороговизну алкоголя и сигарет.
Среди городов, статданные которых мы анализировали, безусловными чемпионами по продолжительности жизни стали самые успешные города страны – Киев, Львов и Харьков.
Машина – не роскошь
Фраза «машина не роскошь, а средство передвижения», в советские времена звучала как жгучий сарказм. Машина для советского человека была в первую очередь роскошью, во вторую очередь роскошью и в третью – средством передвижения, бензин для которого не достать.
Мы привыкли говорить, что за 25 лет независимости ничего в позитивную сторону не изменилось. Однако то количество частного транспорта, которое появилось на улицах страны, говорит об обратном. Возможно, страна, разворованная олигархами, и стала в целом беднее, но в каждом отдельном случае большинство ее граждан стало жить намного богаче. Иначе как расценить то, что за последние 25 лет число счастливых обладателей собственных авто увеличилось от 3 до 7 раз!
Причем безусловным лидером в таком рывке стали города Донецкой области. Да-да, того самого Донбасса, который сетовал на плохую жизнь в независимой Украине.
В 1991 году в Донецкой области было всего 120 тысяч частных авто. В 2016 их стало ровно миллион!
Общественный транспорт
А вот общественный транспорт понес серьезные потери. Особенно трамваи и троллейбусы. Если парк автобусов не столько сократился, сколько перекочевал из коммунальной собственности в частную, то трамваи и троллейбусы просто пошли «под нож».
К сожалению, нам удалось получить статистику только по четырем исследуемым городам, но тенденция, которую мы здесь увидели, абсолютно идентична для большинства других городов страны. В некоторых из них, например, в Макеевке, горэлектротранспорта не осталось вовсе.
Без крыши над головой
Еще одна отрасль, которая переживает затяжной упадок, — это строительство жилья. Бесплатные квартиры, особая гордость советского человека, для капиталистической Украины не свойственны. Каждый должен на свои квадратные метры заработать сам. А поскольку уровень доходов населения в целом по Украине крайне низок, строительство жилья развивается быстрыми темпами только там, где украинцы имеют реальные возможности для заработка — главным образом в Киеве.
ТРЦ как показатель торговой революции
Торгово-развлекательные мегацентры – новое явление в Украине. В начале 90-х самым «крутым» местом торговли в городах были ЦУМы, как близнецы-братья похожие друг на друга. А развлекалась молодежь в «клетках-дискотеках», барах и ресторанах.
Идею объединить под одной крышей торговые центры, продовольственные супермаркеты, кинотеатры, кафе, рестораны, спортивные площадки и пр., украинцы, конечно импортировали. Но «иностранное ноу-хау», пришлось всем очень по душе. Сегодня крупные ТРЦ стали центром досуга, самыми популярными местами семейного и молодежного отдыха. А их количество на душу населения лучше других говорит об успешности города и платежеспособности его жителей.
Читающий город
Наверное, этот показатель совершенно не характерный и никак не отражает уровень экономического развития и успешности страны, тем не менее, мы решили его включить в анализ.
В советские времена граждане СССР считались самыми читающими в Европе.
Отрадно, что за последние 25 лет число любителей интеллектуального досуга в Украине медленно, но уверенно увеличивается.
А вот что по-настоящему удивило, так это то, что самым читающим городом стал совсем не Львов – общепризнанный центр книгопечатания.
Самым читающим городом стал Николаев.
Компания CitySites благодарит городские и областные управления статистики Донецкой области и Мариуполя, Днепропетровской области и Кривого Рога, Львова, Запорожья, Харькова, Киева Одессы и Николаева, городские и областные администрации, пресс-службы силовых ведомств и городские библиотеки за помощь в подготовке материала.
Компания CitySites выражает огорчение, что формальный подход к работе Луганского областного управления статистики, Львовского регионального сервисного центра МВД и некоторых других госструктур стал препятствием для получения полной информации по проекту.