Соавтор учебника «Семейные ценности» Виктор Прит: «Никаким домостроем в книге не пахнет. Если где-то попахивает, уберем!»

Вoт ужe цeлую нeдeлю сoцсeти и СМИ пo всeй стрaнe oбсуждaют пoсoбиe «Сeмeйныe цeннoсти», кoтoрoe успeлo стaть скaндaльным. Учeбник был нaписaн eщe три гoдa нaзaд, нo в кoнцe oктября Министeрствo oбрaзoвaния пoрeкoмeндoвaлo eгo в кaчeствe мaтeриaлa для изучeния в 8-9-x клaссax шкoл нa фaкультaтивнoм прeдмeтe «Сeмeйныe ценности». И понеслась… Украинцы порвали это пособие на цитаты и раскритиковали так, что в Министерстве забрали назад свою рекомендацию и решили прошерстить учебник еще раз — на предмет дискриминации женщин.

Вот несколько самых популярных цитат из пособия «Семейные ценности».

«Справжня жінка ніколи не сперечається, не доводить, не намагається керувати ситуацією, оскільки знає, що все в світі створено для неї, для реалізації її бажань і мрій. А швидкість реалізації її бажань залежить від якості простору, який вона формує повагою і любов’ю до себе і чоловіка, який втілює її бажання і мрії».

«У чому причини того, що нині різко зростає кількість гомосексуальних відносин та одностатевих шлюбів? Дослідники вбачають тут вплив двох основних факторів. Перший фактор – природні, біологічні чинники, у тому числі вплив деяких продуктів, таких як пиво, ліки та контрацептиви, на гормональну сферу і навіть генну природу людини. Другий фактор – соціально-культурні чинники (феміністичний рух, лібералізація (свобода) суспільної думки, комерційна спрямованість засобів масової інформації, шоу-бізнесу, спорту тощо)”.

“Жіноча відповідальність у сім’ї – це відповідальність за свій стан, за наповнення спільного простору любов’ю. Це і підбирати штори на вікна, і доглядати за чоловіком, і з любов’ю подавати чай, і готувати їжу, і продумувати сімейне дозвілля, свята – тобто бути “міністром культури сім’ї”, але водночас займатися собою, своїм здоров’ям, тілом, розвитком особистих умінь і талантів (танці, спів, малювання, гра на музичних інструментах, в’язання, ліплення тощо). Якщо жінка хоче, то може ще й працювати, але так, аби робота була творчою й допомагала їй розкривати свої жіночі якості, а не пригнічувала їх”.  

Интересно, что «ноги» у этого учебника растут из Запорожья. Его инициатор и соавтор, Виктор Прит, известен в городе как директор обувной фабрики «Мида», депутат горсовета от партии «Самопомощь» и отец пятерых детей. 061 встретился с Виктором Притом и спросил напрямую: и о домострое, и о скрепах, и о том, что соавтор учебника думает о своих интернет-хейтерах. Получилось не просто интервью, а целая дискуссия.  

- Буквально вчера вечером стало известно, что Министерство образования передумало рекомендовать учебник, соавтором которого вы являетесь, для изучения в школах и «скасувало» соответствующий гриф…

- Немного не так. Его отправили на «доопрацювання». А в законе сказано, что когда отправляют на «доопрацювання», гриф автоматически «скасовуется».

- И что вы об этом думаете?

- Знаете, я настолько рад, что наконец-то Министерство образования, и все общество обратило внимание на проблему семейных взаимоотношений! Потому что говорить о семье можно много, а вот институций, которые бы профессионально занимались этим вопросом, не так много. В ЗАГСе же не учат семьи, как жить счастливо, там только печать ставят.   А было бы неплохо, если бы там курсы проводили.

А насчет «доопрацювання» — это нормальный процесс. Это вторая редакция пособия, будет третья редакция, время же идет, все меняется. Еще два года назад мы жили в одной стране, теперь у нас совсем другая страна, люди стали другими — лучше, осознанней. Поэтому я не исключаю, что есть какие-то нюансы, которые сегодня уже не актуальны.

- Ваш учебник вызвал неоднозначную реакцию у людей…

- У кого?

  - В соцсетях, например. Люди по всей Украине его обсуждают уже несколько дней. Вы читали эти отзывы?

- Я занимаюсь делами такого уровня, что если я буду сидеть перечитывать все соцсети, то у меня не будет времени ни на семью, ни на бизнес, ни на депутатскую деятельность, ни на общественную. Согласны? Но я понимаю, о чем идет речь. Я ведь не просто так занялся этой темой. Потому что есть люди, которые хотят жить счастливо… А есть те, кто стремится постоянно пострадать, покритиковать, вырвать из контекста какую-то фразу, перекрутить и жить с этим. Это их выбор. Есть другой выбор — люди, которые готовы что-то сделать, принести в мир радость. О какой категории людей вы сейчас говорите? В соцсетях порой сидят боты, которые живут в виртуальном мире, ловят любую тему и раскручивают. У них ни фотографий нет, ничего конструктивного, они матюкаются, извращаются. Знаете, я далек от этого мусора…

- В частности, людям не нравится, что в вашем учебнике — домострой и «скрепы». Например, строгое распределение ролей между мужчиной и женщиной, что мол женщины должны варить борщи и создавать любовь, а мужчины — зарабатывать деньги. Разве это актуально в наше время?

- (смеется). А вы читали учебник?

  - Да. Вчера изучила его, пока готовилась к интервью.

- И как, домостроем пахнет там?

  - Да, там действительно такое есть, я даже выписала несколько цитат…

- Цитаты главное не вырывать из контекста. Этот учебник построен на принципах и мотивах построения счастливой семьи. Одним из принципов является равенство мужчины и женщины. О каком домострое идет речь? Этот учебник посвящен тому, чтобы женщину выдернуть из патриархата. Уже более тысячи учителей преподают это в школах, уже десятки тысяч учеников прошли через эту программу. И их отзывы и опыт только позитивный.

Тут наоборот речь идет о том, что мужчина и женщина разные — по природе и физиологии — но при этом, они равные. И вопрос гендерного равенства в этом учебнике, и в этом курсе — «Семейные ценности» — стоит во главе. Есть может какие-то нюансы, шероховатости, которые под каким-то углом не так смотрятся… Ну давайте разберемся в них, посмотрим, привлечем группу специалистов — не просто ботов в интернете — а реальных людей, которые готовы включиться в рабочую группу и создать этот курс. Если они, конечно, вообще за семью. Потому что есть же люди, которые против семьи.

- Да, и имеют право.

- Конечно, имеют право. Но этот курс — за семью. Мы же живем в государстве. В Конституции Украины что сказано? Что семья — это что…?

  - Союз мужчины и женщины.

- Правильно. Ничего нового же, да?

  - Так может надо изменить Конституцию?

- Вы так считаете?

  - Почему бы и нет?

- Если вы так считаете, то соберите людей, напишите в Верховную Раду и лоббируйте этот вопрос. Мое личное мнение, что семья — это действительно союз мужчины и женщины, потому что только в паре этих двух людей может появиться новая жизнь. Семья наиболее эволюционна. На планете Земля нет третьего вида человека. И сколько бы лет не проходило, мужчина и женщина остаются той парой, которая постоянно эволюционирует.

  - Давайте начнем сначала. С чего начался этот учебник? Почему вы решили его написать? Я так понимаю, это было в 2013 году.

- Раньше, где-то в 2010-2011. А вообще я как только родился, решил жить счастливо. Не всегда получалось, но вообще я сторонник счастливой жизни…

  - Я просто почитала вашу биографию… У вас есть образование по специальности «промышленное строительство», работали машинистом, инженером-строителем, потом основали обувную фабрику… Психологического образования у вас нет, я правильно понимаю?

- Как нет? Есть. В свое время я закончил Московский социальный институт, поэтому по образованию я психолог. Да и вообще, любой руководитель — психолог. Профессиональные знания, конечно, приобретаются в специальных учреждениях. А по поводу того, что профессий много… Любой мужчина, по моему мнению, должен владеть множеством ремесел.

  - Но чтобы написать пособие для детей…

- Оно не для детей.

- Ну как же, Министерство образования рекомендовало его для изучения в 8-9 классах, там есть задания для учеников…

- Нет, это учебно-методическое пособие для учителей. Отдельно есть тетрадка, чтобы дети по ней работали. Тут даже в «пояснительной записке» написано, что учитель может интерпретировать его, как считает нужным. Вы же понимаете — дети верят не буквам, а учителям, которые ведут этот предмет.

  - Все равно ведь не каждый человек может вот так взять и написать пособие, по которому будут учить детей в школах. Для этого нужны специальные знания.

- Смотрите, откуда вообще появилась идея этой книги. Я живу в этом обществе уже почти 50 лет и являюсь руководителем предприятия. Я отец пятерых детей, уже дедушка. И начал обращать внимание, что когда у сотрудника настроение плохое, или у него дома в семье нелады, то его эффективность небольшая, приходится выводить его из кризиса. Вот когда вы приходите в булочную, а вам продавщица с кислым лицом продает хлеб… Вы чувствуете, что булочка уже не так вкусна. А когда человек что-то делает с любовью, когда он счастлив, то с ним приятно общаться. Так вот, я когда посмотрел на статистику, очень удивился: от 50 до 70 процентов семей распадаются.

  - Вы ведь тоже были в разводе.

- Да, я женат второй раз. С первой женой мы жили счастливо, посадили дерево, родили сына, построили дом, бизнес создали. Ну, были ссоры, как у всех. Жили-жили и в один прекрасный момент пришли к разводу. Разошлись, создали новые семьи… Уже после развода мы сели и разобрались, в чем же были истинные причины нашего разрыва. Разве мы не любили? Любили. Но оказалось этого мало. У нас не было профессионализма в построении семьи, мы жили по наитию, как смогли, так и жили. И мы сели глубоко разобрались, в чем проблема. Оказывается, у нас была перекошенная система ценностей. У нее на первом месте было одно, у меня — другое. И общая цель пары не выстраивалась, нас просто порвало.

Когда я женился еще раз, начались те же проблемы. И я начал думать, в чем же дело. И пришел к выводу, что семьей профессионально никто в обществе не занимается. И школа этому не учит. И родители этого не дают, потому что их тоже никто не учил строить семью. Поэтому статистика разводов и шокирует. Но ведь есть счастливые семьи, значит есть секрет какой-то!

- Не потому ли люди разводятся, что им общество навязывает стандартную модель, которая им, как потом оказывается, не подходит? Им говорят с детства, что жена должна готовить, а муж — зарабатывать. Они создают семью по такому принципу, потому что этому в пособиях учат, а потом оказывается, что конкретно они от такого распределения ролей не счастливы. Все же люди разные. Может женщине вообще не нравится готовить, ей приятней гвозди забивать, или бизнесом заниматься…

- В учебнике написано, что женщина не должна готовить, если ей это не нравится. Если женщина хочет избавиться от этой ежедневной проблемы, пусть скажет мужу, чтобы купил посудомоечную машину. Можно хоть в кафе кушать. Или муж может готовить. Я, допустим, дома готовлю. Мы же этому и учим людей — что в семье все равны. Мы учим этим курсом мужчин брать ответственность и за женщину в том числе, и за домашнее хозяйство. И мыть полы, и мыть посуду, и ухаживать за детьми, помогать в декретном отпуске… Основной принцип — это принцип равенства. Мы разные, но мы равные.

- Но в пособии есть цитаты, которые говорят об обратном. Вот например «Завдання жінки полягає в тому, щоб бути привабливою». Или вот: «Справжня жінка ніколи не сперечається, не доводить, не намагається керувати ситуацією». Что это?

- И продолжение «бо вона завжди права”. Для того, чтобы из ребенка-мальчика сделать мужчину, ему нужно понять, что же такое мужественность, что это за понятие. Если мальчик начинает открывать дверь девочке, а не наоборот — это же естественно?

- В Европе на такое женщина может и обидеться, т. к. она сама в состоянии открыть себе дверь.

- Ну подождите, мы же сейчас в Запорожье находимся, мы родом немножко из другого общества. Давайте говорить о нас, а не о ком-то в Европе. Вы согласны, что желательно, чтобы, например, тяжелые вещи нес мальчик, а не девочка? Нужно с детства учить будущих мужчин, чтобы они помогали женщинам носить тяжелые вещи. Мужчина должен проявлять уважение к женщине и следить за ней.

- Нет ли тут дискриминации женщин и отношения к ним, как к неполноценным существам?

- Если женщина что-то хочет, ее ж не остановить. Женщины могут делать, что угодно, даже шпалы укладывать. Я когда-то работал шпалоукладчиком, у нас и женщины работали кувалдами, у них это получалось. Вопрос в другом: придает ли это ей женственности? Но, услышьте меня, это не мне решать, это ей решать. Она должна для себя понять: укладывать шпалы, или допустим делать какую-то иную работу.

- Ну хорошо, а если женщина-шпалоукладчик, которая довольна своей работой, прочитает вашу книгу о том, что, мол, настоящая женщина должна быть феечкой и создавать пространство любви, и почувствует себя какой-то неполноценной, неправильной? Так бы она жила и не комплексовала, а прочитает, решит, что с ней что-то не так, и впадет в депрессию.

- Эту книгу женщина, которая укладывает шпалы, скорее всего, не прочитает. Эта книга для педагогов.

- Хорошо, детям шпалоукладчицы в школе расскажут, что настоящая женщина должна готовить и создавать любовь. Они придут домой и спросят маму, мол — что с тобой не так, почему ты укладываешь шпалы, если женщина должна заниматься другим?

- А что такое «создавать любовь»? Когда укладываешь шпалы, тоже можно создавать любовь. Хотя, несомненно, есть профессии, которые лучше даются мужчинам, а другие — лучше даются женщинам. Почему-то   среди сталеваров и шахтеров в забое преимущественно мужчины. Потому что это физически тяжелая работа. Женщинам тоже можно там работать, никто ж не запрещает. Здесь нет догм. Учебник не направлен на догмы, он просто приводит примеры для того, чтобы можно было сделать свободный выбор. И развивать женские и мужские качества. Сила женщины в чем? В тяжелом труде, или в чем-то другом?

- У каждой женщины своя сила, в зависимости от набора ее качеств.

- Согласен. Но если глубже посмотреть… У вас дети есть? Нет? Ну будут. Вот родится у вас девочка. Вы хотели бы, чтобы она развивала в себе женские качества, или мужские?

- Я бы хотела, чтобы она была просто личностью, и делала то, что приносит ей счастье.

- Я согласен. Личностью какого пола? Если ваша девочка скажет: «Мам, я личность, я хочу поменять пол и стать мальчиком»…?

- Если ей будет некомфортно в своем теле, и она будет счастливей, став мальчиком — то ради бога. Главное, чтобы она была счастлива.

- То есть вы готовы к этому? Супер. А если у вас родятся три девочки, и все поменяют пол?

- Это невозможно даже по статистике (оба смеемся).

- Ну почему. Или например родились мальчики, и тоже поменяли пол. Возникает определенный диссонанс. Когда на себя и на свою семью примеряешь такие варианты, тогда начинаешь думать совсем по-другому.

- Смотрите, я как-то была на собрании родителей детей-ЛГБТ. Так вот, их дети очень страдают потому, что их не принимают в обществе. Потому что общество заявляет, что девочка, мол, должна быть девочкой и должна обязательно жениться на мальчике. А эти дети другие, им не хочется этого, у них от природы нет таких желаний, и они будут несчастливы о этого. В результате и родители страдают, которым сложно принять такого ребенка. Даже если родитель принял такого ребенка, то начинает давить общество. Это очень страшно. Но эти все проблемы существуют потому, что есть такие вот учебники, которые всех стандартизируют, и пишут, что девочка обязана жениться на мальчике, и наоборот.

- Нет, нет, извините, это вопрос не к учебнику, это Конституция Украины, которая гласит, что «Семья — это союз мужчины и женщины». Наша Конституция, между прочим, одна из лучших в мире. Давайте работать в правовом поле.

- Мы же не законы сейчас обсуждаем, а счастье.

- Счастье должно быть в правилах социума. Каждый из нас должен взять на себя ответственность за все происходящее в стране, в своем городе, на своем предприятии, в своей семье… Чем больше люди с активной жизненной позицией, которые стремятся к счастью, будут делать конкретные шаги, тем меньше будет трутней в Парламенте.

- Кстати, про активную жизненную позицию. В вашей книге это названо как «суто чоловіча якість». То есть, мне, как женщине, получается, активная жизненная позиция должна быть не свойственна…

- Мы же сейчас рассматриваем гармоничную семью. Ну, или людей, стремящихся создать такую семью. По моему мнению, активная жизненная позиция должна заключаться в том, чтобы построить личное счастье дома. Если ты пустой, несчастлив, не смог выстроить взаимоотношение в паре, то каким ты можешь быть руководителем? И нельзя разделить качества на «чисто» мужские и женские, они могут быть преобладающими у кого-либо, и быть в большей степени свойственны тому или иному полу.

- Есть множество одиноких людей, которые реализовались в профессии и работают на управляющих должностях. Просто им не нужна семья, не хочется этого.

- На любом предприятии существуют критерии, по которым людей берут на работу — это не только профессиональные качества, но и личностные. Человек может быть профессионалом, но в коллективе с ним никто не захочет работать, потому что он неприятен.

- Я правильно понимаю, что вы считаете, что если человек не создал семью, значит у него плохие личностные качества?

- Это один из критериев. Универсальной формулы в счастье нет, все мы индивидуальны. Но руководителю важно, чтобы сотрудник был счастлив. И каждый человек, независимо от профессии, должен быть счастливым, тогда все будет по-другому. Например, водители маршруток не должны хамить пассажирам. Людей учить нужно этому — культуре отношений, нужно таким образом выстраивать систему образования: в школе, в семье, в ЗАГСе.

- Но это уже не о семье, это обычные общечеловеческие ценности. А если человек не хочет создавать семью, ну не нравится ему, не его это. А его общество с самой школы постоянно к этому подталкивает. Начиная с 20 лет все спрашивают: «Когда ты уже выйдешь замуж? Когда родишь ребенка?». Людей фактически заставляют это сделать.

- Неправда.

- Ну как неправда, если даже в вашем учебнике написано, что «повноцінне життя можливо лише в сім’ї». Человек это почитает и скажет: «Ну ладно, придется создать семью, может стану полноценным». Создает и становится несчастным, потому что на самом деле ему это не нужно было.

- Если слушать общество и делать, как говорит общество, ты будешь жить не своей жизнью. И еще такой момент. У нас многие психологически незрелые мужчины и женщины живут на шее у родителей и им так удобно. И не женятся никогда.

- И нормально живут, это их выбор.

- А если все передумают жениться?

- Все не передумают.

- Подождите, вот сядем мы с вами и напишем учебник по несемейным ценностям. Вот все возьмут и передумают жениться.

- Да нет, это тоже крайность. Никто не говорит, что так надо делать.

- Ну почему, напишем такой учебник, потом поменяем Конституцию…

- Напишем, что семья — это союз людей.

- Сколько по-вашему людей должно быть в семье?

- Да какая разница? Если вам Конституция разрешит создавать семью с мужчиной, вряд ли вы бросите жену и станете гомосексуалом.

- Я вижу, что явление «других семей» существует в обществе. И это надо принять. И я принимаю их выбор.

- Почему бы не закрепить это в Конституции?

- Вы хотите закрепить это в Конституции? Подайте петицию. Я не сторонник закреплять это в Конституции, потому что в союзе однополых людей никогда не появится новая жизнь. Если это закрепить в Конституции всех стран в мире, стремиться к этому, то со временем люди просто вымрут. Я понимаю, что такие люди есть, никуда не денешься, и были во все века. Я не имею права их осуждать, каждый человек у нас свободен.

- Но вы считаете, что гетеросексуальный человек может стать гомосексуалом под действием так называемой «пропаганды»?

- Все, закрываем эту тему. Мы ведь о семейных ценностях говорим, а не о ЛГБТ.

- Последний вопрос на эту тему. Самая известная цитата из вашего учебника, которую все подхватили — о том, что «пиво, лекарства и контрацептивы приводят к гомосексуальным отношениям». Это как понимать?

- Не нужно вырывать фразы из контекста. Дословно там так: «У чому причини того, що нині різко зростає кількість гомосексуальних відносин та одностатевих шлюбів?   Дослідники вбачають тут вплив двох основних факторів. Перший фактор – природні, біологічні чинники, у тому числі вплив деяких продуктів, таких як пиво, ліки та контрацептиви, на гормональну сферу і навіть генну природу. Другий фактор – соціально-культурні чинники, комерційна спрямованість засобів масової інформації, шоу-бізнесу». Эти фразы брались из научных исследований. Вы же не разрешили бы своему ребенку с детства пить пиво?

- Но геем же он от пива не станет?

- Нет, конечно, тут я с вами согласен (смеется).

- Напоследок два кратких вопроса. Каким тиражом был напечатан учебник?

- Мы привлекали различных спонсоров и печатали его, в зависимости от потребностей. И «Запорожсталь» в свое время выделяла деньги, и фонды различные. Государство на это денег не давало, потому что этот предмет факультативный. И я книгами не торгую. Я их дарил тем, кто просил. Но вообще тиражи небольшие, тем более, что учебник есть в открытом доступе, можно просто распечатать и пользоваться.

- Расскажите о соавторах этого учебника. Кто они, как вы с ними познакомились?

- Мы, «Рада семей Украины», написали письмо в Министерство образования о том, что нужно создать такой учебник. Они нас перенаправили в Институт модернизации образования и Институт проблематики воспитания. Там нам выделили аспирантов, которые работают в этих институтах, мы создали рабочую группу и на основе множества источников создали это пособие. Мы начали смотреть, что уже написано на эту тему, что может быть полезным.

- Кстати, вас также обвиняли, что большинство источников вашего учебника — это советские и российские книги. А в России сейчас «домострой» и «скрепы».

- Мы его писали в 2011 году. У нас тогда были прекрасные отношения с Россией, войны не было. Вы посмотрите на меня, меня разве можете обвинить в каком-то сепаратизме или чем-то подобном? Я против «домостроя» руками и ногами, моя задача — поднять уровень достоинства женщины, выдернуть ее из патриархального общества и помочь ей реализоваться в социуме, развивая свои лучше женские качества. Обязательно оставьте это в интервью! Никаким домостроем там и не пахнет, а если где-то попахивает, то уберем и привлечем в авторы тех людей, которые за истинное равенство мужчин и женщин.

И напишите обязательно, что я призываю всех людей, кто хочет жить счастливо и кто за создание счастливых отношений в обществе, не болтовней, а делом подключиться к разработке этого пособия, или написанию вообще другого учебника, который будет нести развитие обществу и семье.

Беседовала Татьяна Гонченко  

Гонченко Татьяна Александровна